ГЛАВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Методическая школа

Методическая школа «Профессионально-ориентированные инновационные технологии обучения иностранным языкам»

Организация методической работы на кафедре иностранных языков гуманитарных факультетов (КИЯГФ)

Методическая работа КИЯГФ представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование методики и технологии обучения с целью повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы. Основная цель  методической работы кафедры – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса. КИЯГФ осуществляет следующие формы и виды методической работы:

1. Учебно-методическая работа
1.1. Подготовка преподавателей к практическим, семинарским и лабораторным занятиям.
1.2. Разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, анализу конкретных ситуаций и т. д, методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе и других учебно-методических документов.
1.3. Составление проектов новых учебных рабочих планов направлений, специальностей и специализаций.
1.4. Составление рабочих программ по вновь вводимым дисциплинам.
1.5. Пересмотр действующих программ дисциплин.
1.7. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.
1.9. Разработка методических материалов по контролю знаний студентов.
1.10. Составление тематики, заданий и подбор различных документов по контрольным работам, домашним заданиям, производственной практике.
1.11. Разработка методических материалов на основе учебных видеофильмов.
1.12. Разработка дидактических материалов: наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.
1.14. Подготовка и проведение ежегодных олимпиад среди студентов и абитуриентов, а так же конкурса на знание иностранных языков «Лучший Студент ТвГУ по дисциплине английский язык среди неязыковых специальностей».
1.15. Составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией.
1.16. Составление документов по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика, самостоятельной работы студентов и др.
1.17. Участие во внутривузовских мероприятиях по повышению педагогической квалификации.
1.18. Контрольные посещения занятий заведующими кафедрой, взаимные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий.
1.19. Подготовка и проведение инструкторско-методических занятий с преподавателями.

2. Научно-методическая работа
2.2. Написание и подготовка к изданию учебников и учебных пособий, научно-методических статей и докладов.
2.3. Научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов.
2.4. Рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов.
2.5. Работа в секциях научно-методических советов и комиссий при университете.
2.6. Участие в работе специализированных советов, совета вуза и совета факультета.
2.7. Разработка новых образовательных технологий.

3. Организационно-методическая работа
3.1. Подготовка материалов к заседаниям кафедры и совету  межкафедрального объединения иностранных языков.
3 .2. Работа в составе  методической группы кафедры.
3.4. Участие в подготовке и работе вневузовских и внутривузовских конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок.
Задачами кафедры по повышению квалификации сотрудников является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, которое осуществляется:
- в процессе всех видов учебной, методической и научной деятельности, а так же в процессе самостоятельной работы;
- в докторантуре, в аспирантуре, на курсах повышения квалификации и стажировках, школах передового опыта;
- участие в конференциях, симпозиумах и семинарах различного уровня.

Из 26 сотрудников профессорско-преподавательского состава КИЯГФ  1 является доктором филологических наук, 11  - кандидатами филологических наук, 1 - доцентом по званию, и 10 - доцентами по должности.
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в формах: ” учебно-методической работы» (УМР); ” научно-методической работы» (НМР); ” организационно-методической работы» (ОМР).
УМР направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения НМР, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.
НМР имеет главной целью на основе проведения исследований и обобщения передового опыта перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса.
ОМР охватывает мероприятия по управлению методической работой.
Основным звеном, выполняющим методическую работу по учебным дисциплинам, является кафедра.
Конкретное содержание методической работы кафедры определяется планом работы.
Методическая работа на кафедре выполняется силами преподавателей в пределах “второй половины” шестичасового рабочего дня. Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках любой из ее форм (УМР, НМР, ОМР), рассматривается как его функциональная обязанность. Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя. Объем и качество методической работы служат одним из главных критериев оценки деятельности преподавателя.
Помимо методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине, преподаватели привлекаются к разработке методических вопросов межкафедрального масштаба.
Определенные виды работы по методическому обеспечению учебного процесса выполняются учебно-вспомогательным персоналом кафедры, что определяется должностными инструкциями соответствующих лиц и планами работы.
Методической работой на кафедре руководит заведующий кафедрой,  доктор филологических наук, профессор Наталья Анатольевна Комина, являющаяся штатным сотрудником ТвГУ, имеющая практический опыт и признанные достижения в сфере осуществления методической деятельности в ВУЗе, о чем свидетельствует значительный список научных и методических трудов, включающий в себя 55 статей, 2 из которых в соавторстве, 3 монографии, 1 рукопись, 5 учебно-методических разработок (2 в соавторстве) общим объемом 64 п.л.
Образовательный процесс на кафедре ведется на 7 факультетах по 43 образовательным программам и обеспечивается учебно-методической документацией, которая полностью соответствует требованиям ГОС и ФГОС ВПО; 23 образовательные программы при этом соответствуют ГОС, и 20 - ФГОС ВПО.
Интеграционная модель обучения иностранному языку на КИЯГФ помимо традиционных форм обучения (опросов, тестов, участия в диалогах, дискуссии) и традиционных методов обучения (переводного, коммуникативного) предполагает использование различных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). В процессе освоения дисциплины используются следующие частные методы обучения: тренинговый (учебные тесты), демонстрационный (слайд-презентация), проблемно-поисковый (веб-квесты, полезный список «hotlist»), коммуникативно-интерактивный (электронная почта), творческо-исследовательский (проекты, портфолио, ролевые и деловые игры, кейс-анализы). В частности проводятся электронные презентации выступлений на конференции, ролевые и деловые игры на заданную тематику, ведется активная проектная деятельность (компьютерные страноведческие журналы, виртуальные экскурсии, презентации фильмов и книг). Приобретает все большую популярность онлайн тестирование, онлайн переводы посредством использования мультимедийных средств.
КИЯГФ провела огромную работу по созданию интернет-тренажера под названием The Tester of English with Grammar and Dictionary для оценки текущего контроля студентов, который используется в практике обучения студентов по всем указанным направлениям.
Информационно-коммуникативные технологии направлены на формирование и совершенствование всех продуктивных и репродуктивных видов речевой деятельности, критического мышления, творческого потенциала студента.
При этом в качестве обучающих программных средств следует рассматривать мультимедийные учебные курсы иностранного языка, интерактивные учебные курсы (Face2Face), электронные учебно-методические разработки; электронные словари (www.edic.ru, www.lingvo-online.ru, www.multitran.ru, www.businessvoc.ru, www.translate.ru); тестеры (Tester of English, www.englishexam.com); мультимедийные проекты,   социальные серверы Веб 2.0 (веблоги, подкасты, социальные закладки, вики, аудио- и видео-серверы), например: http://www.britishcouncil.org, http://www.betterenglish.com, www.macmillanglobal.com/podcasts, www.bbc.co.uk/podcasts, en.wikipedia.org/wiki/Main_Page.
Данные инновационные интернет-технологии интерактивны по своей сути, что предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое, в свою очередь, ведет к взаимопониманию, взаимодействию. В ходе диалогового обучения обучаемые учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интернет-технологии не только значительно обогащают содержание обучения языковым материалом, помогающим приобрести грамматические и фонетические навыки, социокультурные знания, но и обеспечивают аудиовизуальную наглядность употребления речевых образцов реальной коммуникации.
Чтобы сделать процесс обучения иностранным языкам более плодотворным, представители методической школы КИЯГФ обращаются к многообразным интернет-сайтам, направленных на развитие личностных и коммуникативных компетенций студентов, а именно: www.macmillanenglish.com/inside out, www.macmillanenglish.com/readers, http://englishconversations.org, http://justvocabulary.com, http://www.essaypunch.com, www.onestopenglish.com, www.macmillanenglish.com/global и другим.
В этой связи также стоит упомянуть недавний проект ученых Тверского государственного университета, среди которых есть и представители КИЯГФ, представляющий собой инновационный учебный курс по межкультурной деловой коммуникации на немецком языке. Этот курс, разработанный специалистами ТвГУ совместно с немецкими коллегами, - лишь часть большого проекта «Поддержка международных интеграционных процессов с использованием инновационных технологий в межкультурной деловой коммуникации между Российской Федерацией и Федеративной республикой Германия», который стартовал в ноябре 2011 года.
Инновационный учебный курс «Межкультурная деловая коммуникация Россия-Германия» построен на основе европейского аналога под названием «MIG-KOMM» (Mehrsprachige interkulturelle Geschäftskommunikation für Europa). Это образовательный ресурс, сочетающий самостоятельное изучение немецкого языка через интернет-сайт и аудиторную работу. На сайте www.mig-komm.eu размещены задания для самостоятельной работы, глоссарий, а также аудиоматериалы. Все упражнения классифицированы по уровню сложности и тематике: менеджмент, маркетинг, сервис и межкультурная коммуникация. Сейчас «MIG-KOMM» объединяет такие страны, как Германия, Эстония, Литва, Латвия, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия, Турция. С прошлого года в этот список вошла и Российская Федерация в лице Тверского университета.
При кафедре иностранных языков гуманитарных факультетов существует научный совет, который регулярно проводит заседания по обсуждению актуальных научно-методических вопросов и разработок, направленных на осуществление деятельности по профилю образовательных программ. Представителями научного совета являются члены межфакультетского отделения иностранных языков: Е.В. Астапенко, О.Д. Белецкая, Л.П. Бурмистрова, Н.А. Комина, Н.В. Копылова, С.В. Крестинский, Э.В. Мурашкина, Т.Г. Родионова, Т.Л. Усачёва, Исаева Л.В.
На кафедре проходят семинары, конференции и совещания, посвящённые научно-методическим проблемам (семинар «Англия и англичане» 2007-2008 гг., организованный Т.Л. Усачёвой; «Методический семинар по работе с курсом “Face2Face” под руководством Т.Г. Родионовой, 2009 г.;  Семинар «Информационно-коммуникативные технологии» под руководством Т.Л. Усачёвой, 2012 г.)
Сотрудники научного совета систематически обновляют и издают методические пособия в рамках реализуемых программ.
Члены кафедры (Гаврикова И.Г., Усачёва Т.Л. и другие) регулярно посещают семинары и конференции, проводимые представителями издательства Macmillan.
В 2001 году на базе двух кафедр (кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов и кафедры иностранных языков естественных факультетов) было сформировано Межфакультетское отделение иностранных языков, основным направлением деятельности которого является подготовка специалистов с высоким уровнем знания иностранного языка. Межфакультетское Отделение Иностранных Языков (МОИЯ) ежегодно проводит научно-практические конференции «Языковой дискурс в социальной практике», в них принимают участие сотрудники кафедры: Астапенко Е.В., Бальзамов В.А., Воробьёва В.В., Выржиковская И.В., Иванова О.Я., Комина Н.А., Левашова Т.А., Лялина Т.А., Перелыгина Е.М., Ращупкина К.С., Усачёва Т.Л, Чуб М.В.,   а также сотрудники ведущих ВУЗов Москвы, Санкт Петербурга, Ярославля, Рязани, Волгограда, Челябинска, Калуги, Воронежа и других городов России. Конференция имеет статус международной: заочно в ней принимают участие исследователи из стран ближнего зарубежья, Индии.
МОИЯ плодотворно сотрудничает с профилирующими кафедрами ТвГУ и с кафедрами иностранных языков медицинской академии, сельскохозяйственной академии, ВА ВКО им. Г.К. Жукова.
Методическая школа имеет постоянные творческие связи с представителями методических школ ведущих российских и зарубежных вузов. С 90-ых годов работники кафедры обмениваются опытом и знаниями с зарубежными специалистами из Англии, США, Германии, выпускают совместные научно-методические разработки (например, в рамках госконтракта был издан сборник научных трудов «Эффективность преподавания иностранных языков в межкультурном пространстве» Тверь 2011, тираж 100 экз, печатных листов 8,75).

Поиск по сайту